Top.Mail.Ru

ФНС И БИЗНЕС

09.11.2024
Инструменты снижения конфликтности отношений

Федеральная налоговая служба РФ и её территориальные органы стали одними из самых результативных, технологичных и быстроразвивающихся государственных структур – факт. Впечатляющие итоги налогового контроля обеспечиваются за счет целого комплекса факторов и прежде всего - за счет мощного усиления аналитического блока. За последние годы налоговая инспекция эволюционировала в крупнейшую IT-компанию, научилась эффективно обрабатывать гигантские массивы информации и качественно отбирать потенциальных нарушителей для «ручной» отработки. Налоговый контроль сменился с эпизодического и хаотичного на фоновый мониторинг в режиме 24/7. Созданы конвейеры по «сборке» доказательств нарушений по самым популярным схемам ухода от уплаты налогов. Инспекторы используют многократно отработанный алгоритм действий - проверяют наличие типичных признаков нарушений по чек-листам, этот процесс поставлен на «поток». Ощутимый эффект обеспечили и реорганизация структуры, создание центров компетенций, смещение активностей налогового администрирования на предпроверочный этап и побуждение, громкие налоговые дела с активным освещением в СМИ.

Мы, налоговые юристы, видим также изменение формата взаимоотношений фискальных органов и бизнеса. С одной стороны - активно продвигаются принципы Манифеста (взаимное доверие, 0% издержек, партнерские взаимоотношения и т.д.), с другой– наказание за нарушение установленных правил становится все более быстрым, жестким и неизбежным. Ключевой посыл бизнесу – «Не хотите по хорошему – будет по плохому».

Налоговая инспекция и ее методы работы изменились кардинально, но взаимоотношения с бизнесом нельзя назвать идеальными. На практике часто возникает негатив и конфликтные ситуации. Я представляю федеральную юридическую компанию «Легикон – Право» со специализацией на налоговых спорах. Мы защищаем интересы клиентов по всей стране – от Владивостока до Калининграда и у нас есть возможность систематизировать опыт коммуникаций с ФНС на большой выборке реальных клиентских кейсов. Ниже приведены типичные причины возникновения и эскалации конфликтов между бизнесом и ФНС, причем они характерны для всех регионов РФ:
·Отсутствие гарантий для “побуждающихся” – несмотря на массовость этой процедуры, всё ещё не существует никаких “правил этикета” по ее проведению и соблюдению обязательств. Даже если налогоплательщик выполнит требуемые от него действия и добровольно уточнится, легально ничто и никто не защищает его от дополнительных последующих требований и проверок. «Оберегов» нет, сама по себе процедура «побуждения» не предусмотрена НК РФ.

·Делегирование налогоплательщику бремя доказательства своей невиновности. Во время «побуждения» или камеральных проверок инспекторы ограничиваются озвучиванием обвинений в адрес налогоплательщика и формальным, очень слабым набором шаблонных формулировок доказательств нарушений - без конкретики. Допропорядочный налогоплательщик вынужден тратить ресурсы, нервы в ответ на бездоказательные подозрения отдельных должностных лиц налоговой инспекции. Такая практика сильно вредит имиджу ФНС.

·Проведение налоговых проверок с нарушениями – тут можно говорить и о длительности проверок, порой занимающих буквально годы; слабых актах с явными дефектами, без полноценной доказательной базы и отсутствием желания построения реального диалога с налогоплательщиком. Конечно, по этому поводу существуют определенные законодательные правила и ограничения, однако соблюдаются они далеко не всегда – многие налогоплательщики не знают свои права, а инспектора уверены в незначительности своих проступков и своей безнаказанности.

·Методологическая неопределенность – отсутствие четкого законодательного определения важных налоговых терминов и понятий. Налоговым органом (а потом судами) субъективно определяется где была граница дозволенного, например чем дробление отличается от легального структурирования бизнеса. Зачастую предприниматели просто не понимают принципы работы налоговой инспекции, критерии отбора на проверку. В голове у предпринимателей нет четкой картинки - что такое хорошо и что такое плохо, за что именно его могут завтра наказать. Ожидаемое последствие такой неопределенности - дестабилизация, нарастание нервозности, демонизация фискальных органов, перекосы при налоговом администрировании на местах.

·Избыточное истребование документов и пояснений – явление стало менее выраженным, количество и объём запросов существенно уменьшился, но проблема осталась. Причина - отсутствие нормативных ограничений по объёму истребуемого у налогоплательщиков.
·Ожидание дальнейшего ужесточения налогового контроля из-за дефицита бюджета. Эта существенно влияет на общественное восприятие и отношение к фискальным органам.

В любой конфликтной ситуации обычно виноваты обе стороны. Было бы несправедливым односторонне обвинять ФНС в неидеальности отношений с бизнесом. Налогоплательщики зачастую сами создают поводы для конфликтов, например:
·Продолжают использовать устаревшие схемы оптимизации налогов. Далеко не все осознают, насколько сильно изменилась ФНС и возросла эффективность налогового администрирования. То, что работало в 2017 году, стало токсичным в 2024м.
·Не знают о своих законных правах и обязанностях, действуют “по наитию”, не разбираясь почему, что, когда и зачем. А когда «попадают» на проверки и доначисления, начинают эмоционально возмущаются на превышение полномочий и беспредел налоговиков, рассказывая везде какие они нелюди. Сюда же можно отнести заблуждения типа «Все так делают – и я делаю», «Я маленький, им не интересен», «Всех не переловят» и т.д.

·Боятся возражать инспекторам и защищать свои законные права. К сожалению, в РФ пока не сильно развита практика решения налоговых споров в правовом поле. Широко распространено мнение о том, что споры «испортят» отношения с ФНС и в случае подачи жалобы будет “вендетта” - пожизненное преследование. Все это создаёт и поощряет атмосферу безнаказанности для отдельных незаконно действующих сотрудников налогового органа, что, в свою очередь, ведёт к еще большему количеству правовых нарушений. Получается замкнутый порочный круг.

·Бесконтрольное делегирование всех налоговых вопросов бухгалтеру. Многие предприниматели плохо разбираются в налогах, для них это сложно и страшно, они стараются держаться от всего этого подальше, самоустраняются. Но далеко не все бухгалтеры в состоянии обеспечить должный уровень коммуникаций с проверяющими, обеспечить защиту прав налогоплательщика, налоговую безопасность бизнеса. Да и не их это задачи по большому счету.

По нашему мнению, для снижения напряженности отношений большую часть усилий необходимо прикладывать государственным органам, а не бизнесу; и дело не в том, что они “больше виноваты”, а в том, что именно единая структура ФНС формирует правила игры, а сообщество налогоплательщиков крайне широко и разнообразно, а потому принятие консолидированного решения по поводу изменения в общем поведении объективно нереалистично. Со временем, при условии создания необходимой правовой культуры, данный аспект вполне может измениться – но сегодня «мячик» на стороне ФНС.

Предложения следующие:
  • Усилить информационные и имиджевые активности на федеральном и региональном уровнях. Цель – донести до бизнеса ясную и четкую информацию: как выбирают кандидатов на побуждение и проверки; как стать «невидимым»: безопасные нормы вычетов по НДС, налоговая нагрузка и т.д.; основные претензии к бизнесу, самые популярные поводы для привлечения внимания, налоговых споров, проверок и доначислений; ФНС все видит, уровень автоматизации – высочайший, использовать агрессивные схемы ухода от уплаты налогов – бессмысленно и опасно; демонстрация на реальных судебных делах ошибок налогоплательщиков – как делать не нужно; принципы налогового контроля; кого и за что наказывают, ликвидация мифов и «страшилок», освещение механизма функционирования рабочих встреч.
Без понимания этих ключевых позиций устранить конфликтные ситуации невозможно.
  • Наладить реальный, личный контакт между руководством ФНС и бизнесом. Данное направление может включать в себя огромное количество вариаций, но самый важный аспект – “очеловечивание” налоговой инспекции. Звучит возможно грубо, но для большинства ФНС – это всего лишь гигантская безчувственная машина по изъятию с трудом заработанных денег. Чтобы изменить подобное мнение, налогоплательщикам нужно понимать, что они имеют дело, прежде всего, с такими же людьми, как и они. Людьми профессиональными, ответственными к своим обязательствам. Тут подойдут и публикации в СМИ, и выступления на ТВ или радио, проведение публичных встреч для обсуждения критических вопросов. Хороший эффект даст использование ресурсов деловых сообществ “Опоры России”, Торгово-Промышленной палаты, привлечение лидеров общественного мнения.
  • Обеспечить справедливое, объективное рассмотрение жалоб на неправомерные действия должностных лиц на местах.
  • Внедрить элементы медиации для урегулирования налоговых споров.
  • Территориальным органам обмениваться успешным опытом и факапами в организации взаимодействия с бизнесом. Уровень и характер активностей фискальных органов очень сильно отличаются от региона к региону. Есть регионы- лидеры, которые местные руководители ФНС не боятся проявлять инициативу, брать на себя ответственность, активно общаются с бизнесом, пробуют новые форматы и инструменты, внедряют пилотные проекты. А есть регионы и с откровенно пассивными подразделениями ФНС, сконцентрированными прежде всего на карательном функционале.
Я уверен, что снизить конфликтность отношений и выстроить конструктивный диалог между ФНС и бизнесом – абсолютно реально.
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
РАССКАЖИТЕ О ВАШЕЙ СИТУАЦИИ
Проведу аудит ситуации, предложу варианты решения проблем, помогу реализовать все необходимое.

Позвоните +7 (495) 308 45 23 или заполните форму
для обратного звонка.